Посвистывает ветер в корявом, по-сварному низкорослом кустарнике. Слышны размеренные удары бубна. К землянке Мастера идут молчаливые люди с раскосыми глазами, в одеждах из лохматых шкур. Вот прошла старуха-вогулка с иссеченным морщинистым лицом… Воин… Мать с грудным ребенком… Трое стариков… Ноги в ичигах поднимаются по крутому склону. К свисту ветра и ударам бубна примешивается шорох осыпающихся камешков. Год 1234.
На вершине горы – становище. Единый людской поток мужчин и женщин проходит между очистительными кострами, мимо низких полуземлянок и крытых оленьими шкурами чумов. На поляне дымят две небольшие доменки. В конце движения видна фигура старика, стоящего спиной к шествию. Женщины, снимая подвески, серьги, кольца, складывают их к ногам старика. Мужчины бросают туда же тяжелые кожаные мешочки. Над поляной стоит металлический звон.
Старик молча наблюдает за людским шествием. Звон прекращается. Становище все заполнено вогулами. Из толпы выходит вооруженный луком воин, он поднимает руку. - Мы принесли тебе все золото, которое у нас было, Мастер, - говорит воин. - Золотая богиня должна быть прекрасна, как утреннее солнце. И такой ее сделать можешь только ты. Вогулы преклоняют колени перед Мастером. По знаку воина люди, наполнившие поляну, опускаются на колени. - Небо дало силу моим рукам, верность глазу и знание сердцу. Золотая богиня будет прекрасна, как утреннее солнце. Я вложу в нее душу вогулов. Я вдохну в нее жизнь, - с этими словами старик сделал шаг вперед, снял с шеи массивную золотую цепь с изображением фантастических животных и положил ее перед собой на груду золота, едва помещавшуюся на оленьей шкуре. Так родилась Золотая Баба - «Баба-Яга» по-вогульски.
Она стала Богиней, которая жила в избушке на курьих ножках – лабазе, домике, построенном на спиленном пне и гладком стволе, чтобы всякие лесные звери не могли в него забраться и съесть заготовленные вогулами на зиму припасы. Она стала Богиней, которая оберегала не только съестные, но и духовные богатства вогулов. Вогулы поклонялись ей и приносили самые разнообразные жертвоприношения, устраивая в ее честь Большие камлания – особые ритуальные действия. А она защищала вогулов от всех невзгод и напастей и щедро их за это одаривала. Чаще всего - удачей на охоте. Но не только.
Когда с юга и запада к вогулам стали приходить первые русские первопроходцы, осваивавшие новые земли, эти путешественники пытались наладить с вогулами добрососедские отношения. Зная о существовании вогульского божества Бабы-Яги, или Золотой Бабы, русские тоже приносили ей различные подношения. И Баба-Яга помогала таким русским: баню топила, кашу варила, да еще в колодце судьбу показывала. Но через какое-то время появились и нечистые на руку господа, жаждующие быстрой и легкой наживы. Они хотели лишь грабить вогулов. Получить их богатства, ничего не давая взамен. Золотая Богиня рассердилась и «кое-кому» начала мстить. Кого в болото к кикимору заведет, а кого и сразу к вурдалаку на верную смерть отправит…
Отсюда на Земле Клонов и началась длинная череда сказок про знаменитую Бабу-Ягу. Чего только про нее не говорили и что только ей не приписывали. Отсюда в Университете началась и длинная череда научных исследований, в результате которых было сделано немало интересных и полезных открытий. Одно из них произошло так.
…В котле весело булькает варево. Вокруг котла сидят шаманы с Воюптой во главе. Рядом - помост с медвежьей головой, принесенной в жертву Золотой Бабе. Воюпта что-то сердито говорит по-вогульски.
Сидящий с противоположной стороны костра молодой Амбиндай довольно громко возражает, некоторые шаманы смеются. Воюпта, повысив голос, гневно обрывает смех. Молодой шаман в ответ тоже повышает голос. Воюпта приказывает что-то по-вогульски.
Из толпы, окружающей шаманов, вооруженный широкоплечий воин выталкивает к костру русского Жиляя, взятого вогулами в плен накануне Большого камлания. - Руш! Чей бог сильнее - твой Иисус или моя Золотая Баба? - зычно спрашивает Воюпта. - Так ведь это кому как, - уклончиво отвечает Жиляй. - Эй, вы, - обращается Воюпта к шаманам. - Я слышал ваши разговоры, будто ихний бог сильнее. Епископ сжег идолов, говорили вы, и ничего ему за это не было. Знаю, что многие из вас на всякий случай кресты носят. Сейчас я буду просить Золоую Бабу, чтобы она меня оберегала. Снимите с него колодки!
У склада на окраине поселка толпятся вогулы. В центре - Жиляй с топором в руках. - Руш, кидать умеешь? - спрашивает Воюпта. Жиляй усмехается, прикидывает топор в руке, находит цель… и пущенный им топор чисто срубает небольшую березку. Воюпта удовлетворенно кивает головой и громко обращается к молодому шаману: - Амбиндай, становись к скале. Посмотрим, спасет ли тебя твой крест от топора. Молодой шаман испуганно мнется в толпе. - Не бойся, - говорит Воюпта. - Иисус сильный бог, он охранит тебя… Что, не хочешь?
Воюпта стоит, прижавшись к скале и раскинув руки. - Кидай в меня! - приказывает он Жиляю. - Дак ведь… убью, - нерешительно оборачивается к шаманам Жиляй. - Сильно кидай! Прямо в меня! - кричит Воюпта. Жиляй кидает топор.
Топор, летящий прямо в шамана, в последний момент изменяет траекторию, ударяется в скалу в метре от головы Воюпты и славно прилипает там. По толпе проходит вздох изумления. Молодая вогулка даже застыла с хворостом для костра. - Еще кидай, - кричит Воюпта. Следует повторный бросок. И снова топор, описав дугу над головой шамана, звякает о скалу. Изумленное лицо молодой вогулки. Восторженные крики мужчин-вогулов.
За происходящим наблюдают друзья - наши клоны вогул Алпа и русский Иван. - Бережет его Золотая Баба, - со страхом произносит Алпа. - С нечистой силой спознался, - неуверенно отвечает Иван.
Через пятьсот лет после рождения Бабы-Яги, в 1734 году, клон Иван откроет в этой скале месторождение железной руды и построит поблизости железоделательный завод. Самая первая золотая статуэтка Бабы-Яги погибнет. Ее украдет клон Жиляй. Но, удирая от погони разгневанных шаманов, он разобьется на порогах быстрой горной реки. Золотая Баба утянет его на дно вместе с собой. А клон Алпа отольет новое божество - Бабу-Ягу, Золотую Бабу, - и будет избран на Земле клонов Великим шаманом. Именно эта, новая, Баба-Яга и станет хранительницей главной Сокровищницы Земли клонов.
|